музыкальный проспект
ШАГ НУЛЕВОЙ

О музыкальных инструментах

 
      Если вы решили приобрести музыкальный инструмент и не знаете как подойти к решению этого вопроса, с чего начать – то данный раздел именно то, что вам нужно!
 
      Совет первый – дочитайте эту статью до конца! А если серьёзно, то самое важное – это знание об инструменте, который вы хотите приобрести. В этой статье мы постараемся, не углубляясь в «музыкальные дебри», сложить основные представления по теме.

 

 

Живые и электронные

 
      Музыкальные инструменты можно условно разделить на две группы:
 

  • «живые» (натуральные);
  • электронные
  •  

          Живые (натуральные) – инструменты, звук в которых образуется естественным механическим образом (колебание струны, удар молоточков, прохождение воздуха через флейту и т.д.), т.е. подключать к розетке не требуется)

    Читать далее >>>

          О звуке. Звучание у таких инструментов насыщенное, богатое и натуральное.

          Тембр инструмента (индивидуальность, неповторимость звучания) сильно зависит от качества изготовления самого инструмента (соблюдения технологии, применения дополнительных материалов и т.п.), от качества самих материалов, из которых такой инструмент изготовлен, а также от качества подготовки и обработки этих материалов. Огромную роль играет уровень мастера или фирмы, изготовившей инструмент.
     
          О громкости. К сожалению, громкость живых музыкальных инструментов практически не регулируется и имеет свои пределы. Например, очень сложно заставить орган звучать тише, чем он звучит или флейту громче ее естественного уровня громкости. Об этом следует помнить, если вы решили приобрести фортепиано в обычную квартиру многоквартирного дома (ночью ваше вдохновение соседи вряд ли оценят).
     
          Условия эксплуатации. В большинстве своем «живые» музыкальные инструменты изготовлены из специально обработанных пород дерева или металлов. Благодаря чему и образуется уникальный тембр звука инструмента. Поэтому любое вмешательство в инструмент может сильно повлиять на его звуковые характеристики. Инструменты подобного класса следует оберегать от сильных перепадов температуры, влажности, воздействия прямых солнечных лучей. Нельзя допускать механических повреждений.
          Кроме того, инструмент необходимо периодически настраивать, протирать от загрязнений, полировать.
     
          О габаритных размерах. Натуральные музыкальные инструменты бывают совершенно разных размеров – от маленьких (флейта, губная гармошка, дудук), до – больших (рояль, контрабас, орган). Соответственно, и весят они по-разному. Все же, в большинстве своем, инструменты большие (гитара, фортепиано, туба). Поэтому необходимо продумать место хранения (подальше от форточек, батарей, печей).
     
          О транспортировке. Для большинства музыкантов эта проблема особенно актуальна (например, акустическая гитара в метро в час пик). Поэтому данному моменту стоит уделить отдельное внимание. Скажем, если вы приобретаете фортепиано, заранее уточняйте его габаритные размеры, так как вам обязательно понадобится организовать его доставку транспортом. Уточняйте и габаритные размеры самой машины, с помощью которой будет осуществляться доставка по методу «влезет или не влезет». Может понадобится помощь грузчиков. И не забудьте об утепленных непромокаемых чехлах, это в условиях российского климата просто необходимо!
          То есть доставка – дело хлопотное и затратное как по времени, так и с финансовой стороны.
     
          О цене и качестве. Как правило, чем старше инструмент, известнее мастер, его изготовивший – тем инструмент дороже. Это объясняется тем, что звук живого инструмента проявляется в «полной красе» именно с возрастом. Поэтому, если вам досталось от бабушки старое пианино – берите, не побрезгуйте! При этом важно чтобы инструмент находился в хорошем состоянии.
          Если вы решили приобрести в магазине новый инструмент, то необходимо знать. что на его стоимость влияют такие факторы как бренд, материалы изготовления, оригинал инструмента или это его копия. Естественно, необходимо произвести тщательный внешний осмотр на предмет царапин, трещин и иных дефектов изготовления или хранения.

     
          Электронные – инструменты, звук в которых записан (оцифрован) с натуральных инструментов или синтезирован новый звук и звучит благодаря встроенным динамикам или иной звукоусиливающей аппаратуре. Как видно из названия, такие инструменты работают благодаря электричеству, т.е. подключение к розетке обязательно!

    Читать далее >>>

          О звуке. Как правило, у современных инструментов подобного класса звучание достигло впечатляющих результатов и непрофессионалу отличить от живых инструментов электронные невозможно. Однако, стоит помнить, что звук электронных – это всегда копия с оригинала – «живых»! Вместе с тем, в инструментах подобного класса имеется возможность выбора звучаний (синтезатор может звучать и как фортепиано, и как орган, и как хор). Также имеется много новых, ни с чем несравнимых новых (синтезированных) звучаний – что позволяет придать вашей музыке элемент новизны, свежести, неожиданности.
     
          О громкости. Громкость электронных музыкальных инструментов регулируется не сложнее, чем на обычных бытовых устройствах. И изменяется от самого громкого до полной тишины. Кроме того, вы можете увеличить уровень громкости, подключив соответствующую усиливающую аппаратуру. Как правило, имеется возможность подключения наушников, что исключает звучание инструмента вовне, а это очень большой плюс в условиях многоквартирных домов.
     
          Условия эксплуатации. Наверное у каждого из вас дома имеется компьютер, телевизор или музыкальный центр. Это значит, что вы имеете представление о том, что можно и что нельзя делать с этой аппаратурой и о том, как ее эксплуатировать. Эксплуатация электронных музыкальных инструментов не намного сложнее: не подвергать сильным перепадам температур, избегать попадания влаги, песка и т.п. Кроме того, вы можете использовать их на открытых площадках, в природных условиях без ущерба для звука – лишь бы электричество было под рукой! Т.е. – это огромный плюс. И еще приятная новость — настраивать такие инструменты не надо (они уже откалиброваны заводом-изготовителем) – вам необходимо только играть, играть и еще раз играть на них. Вот и все!
     
          Габаритные размеры. Обычно электронные инструменты компактны (например, синтезатор), однако вес их может варьироваться от небольшого до тяжелого. Но все же, одному человеку под силу переносить такие инструменты. От чего зависит вес и габариты? Как правило, от уровня инструмента: инструменты начального уровня более легкие, а среднего и профессионального тяжелые. Такое происходит потому что, более дорогое оборудование «напичкивается» различными процессорами и платами, что, несомненно, увеличивает вес. Если вы девушка и решили купить синтезатор или электропианино, возьмите с собой молодого человека для их транспортировки:)
     
          О транспортировке. Не смотря на компактные размеры электронных инструментов (сравните рояль и синтезатор), транспортировка может быть трудной, например, если необходимо перевезти синтезатор с одного конца города или поселка в другой конец не забудьте позаботиться о транспорте. Это сохранит ваш инструмент в целости и сохранности, а также ваш помощник не будет ворчать по дороге:) Для транспортировки, как правило, подойдет обычный легковой автомобиль, также можно заказать такси.
     
          О цене и качестве. Зависимость цены от качества прямая: чем лучше инструмент – тем он дороже. Все же, что влияет на ценообразование? Во первых, бренд (название фирмы изготовителя), чем фирма известнее и «раскрученнее», тем цена выше. Во вторых, страна-сборщик – японская и европейская сборка всегда дороже, чем тайваньская или китайская. В третьих, функционал – чем больше вариантов звучаний, и иных возможностей – тем аппаратура дороже. Однако, это вовсе не означает, что «китайская YAMAHA» хуже «японского CASIO». Вы сами должны определиться, что вам необходимо: если вы решили научиться играть на фортепиано и решили приобрести недорогое электропиано, вам явно не потребуется звучание еще и барабанов, органов и гитар – не переплачивайте за функционал. Смотрите по себе – насколько именно вам комфортно нажимать на клавиши, как они на ваш взгляд звучат (похоже на фортепиано или не совсем), т.е. не переплачивайте за бренд – покупайте звук и удобство, а не надпись на пластике! Оцените внешний вид инструмента – нет ли царапин, заусенцев, поплывшей краски и т.п. То есть покупайте качество, а не страну изготовитель!

     

    Сравниваем инструменты

     

      ЖИВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ
    ЗВУК Естественный, натуральный, объемный, богатый.
    Только одно звучание (пианино звучит как пианино и никак иначе)
    Более плоский, менее богатый.
    Звучаний много: от имитации (подражания) натуральным инструментам до искусственно созданных (синтезированных) новых звучаний.
    ГРОМКОСТЬ Не регулируется
    Зависит от манеры исполнения
    Регулируется как в обычном медиа-устройстве.
    Имеется возможность подключения наушников (и/или) компьютера – зависит от модели
    УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ Особо тщательное: температурный режим, влажность воздуха, поддержание инструмента в чистоте, периодическая настройка инструмента. Обычные — как у бытовой техники.
    Настройка инструмента не требуется.
    ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ,
    ВЕС
    Как правило, большие размеры (орган, рояль, туба) и немаленький вес Компактные
    Под силу перемещать одному человеку
    ТРАНСПОРТИРОВКА Затратна – требует специальных чехлов (для защиты корпуса от внешних воздействий). Может понадобится транспорт и грузчики Менее затратна, за счет габаритных размеров, веса и современных материалов, из которых изготовлен корпус (обычно пластик)
    ЦЕНА От низкой до очень высокой Усредненная, доступная большинству
    КАЧЕСТВО Зависит от навыков мастера, материалов изготовления Зависит от страны изготовителя элементов, и страны-сборщика
    ЭЛЕКТРИЧЕСТВО Не требуется Требуется обязательно

     

    Фортепиано или пианино?

     
    Вопрос задан неправильно, так как пианино и есть фортепиано:)
     

     

    О ФОРТЕПИАНО

     
          Фортепиано – собирательное название класса струнно-клавишных инструментов (пианино и роялей).
     
          Фортепиано состоит из:
     

  • чугунной рамы со струнами
  • резонансной деки (усиливающей звук)
  • клавиш
  • педалей
  • корпуса
  •  

    О ПИАНИНО

     

    пианино      Пианино – разновидность фортепиано, в котором рама со струнами, резонансная дека и внутренняя механика инструмента расположены вертикально.
          Такая конструкция позволяет сделать фортепиано более компактным, пригодным для размещения в обычных квартирах (где-нибудь возле стенки:)
    Внешне пианино напоминает небольшой комод с выступающей вперед полкой.
          Пианино – один из самых распространенных музыкальных инструментов, его можно встретить везде: в детских садах, школах, музыкальных школах, училищах и т.п. Почему? Во-первых, оно не очень дорогое, занимает не так много места, и отлично подходит для воспитания классического пианиста-музыканта. То есть для тех, кто обучается с самого детства и собирается сделать профессиональную карьеру пианиста, а также тем, кто собирается играть только классическую музыку – Моцарт, Бетховен, Чайковский и т.д. Так как чтобы прочувствовать нюансы таких произведений необходим «живой» звук. А достигается это благодаря тому, что клавиатура этого инструмента очень чутко «откликается на прикосновение рук». Это значит, что пианисту-любителю такой инструмент не подойдет – прелесть его звука так и может остаться невостребованной, а проблемы по уходу, настройке и транспортировке получите гарантированно.

     

    О РОЯЛЕ

     

    белый рояль      Рояль – разновидность фортепиано, в котором рама со струнами, резонансная дека и внутренняя механика инструмента расположены горизонтально.
          Внешне рояль представляет собой огромный письменный стол-секретер с выступающей вперед полкой, стоящей на трех ножках.
          Подходит для концертных площадок, солидных загородных вилл и огромных квартир. Отличается красивым и мощным звучанием, а также привлекательным внешним видом. В большинстве случаев этот инструмент предназначен для выступлений и позволить себе его могут далеко не все, так как стоит он очень дорого (пол-миллиона рублей – еще не предел), требует особо трепетного обслуживания и крайне нетранспортабелен. Так, что решайте сами – нужен вам он или нет.

     

    О СИНТЕЗАТОРЕ

     

    синтезатор      Синтезатор – электронный музыкальный инструмент, звук в котором создается (синтезируется) с помощью генератора (набор микросхем). Бывает без клавиатуры и с клавиатурой. Звучание «живых» музыкальных инструментов имитируется или звучит записанный «оцифрованный» звук.
          Получил очень большое распространение среди как профессионалов, так и любителей благодаря большому варианту звучаний, компактности, относительно небольшим габаритным размерам и удобству в транспортировке. Используется в различных музыкальных жанрах и стилях (от классики до электронной музыки). Нажатие клавиш очень легкое, что не совсем привычно классическим пианистам.

    Читать далее >>>

    ПОКУПКА СИНТЕЗАТОРА:
    на что обратить внимание

     

    Клавиатура.
     
    Размер клавиш:
     

  • полноразмерная клавиатура — размер клавиш совпадает с размером клавиш фортепиано. По ширине – точное соответствие, а по длине могут быть короче.
  • малоразмерная клавиатура. Используется в детских синтезаторах. Не удобно для игры взрослому человеку.
  •  
    Чувствительность к касанию:
     

  • активная (динамическая) – сильно нажали – громкий звук, слабо нажали – тихий звук
  • пассивная – не реагирует на силу прикосновения. Не лучший способ обучения игры на фортепиано.
  •  
    Тип механики клавиатуры:
     

  • взвешенные клавиши – «тугое нажатие» — как на настоящем фортепиано. Чем туже нажатие, тем легче впоследствие управлять нюансами.
  • полувзвешенные клавиши – не очень тугое нажатие. Хороший вариант для начинающего пианиста.
  • не взвешенные – лёгкое нажатие. Такой вариант подходит клавишникам и совсем непригоден для пианистов.
  •  
    Количество клавиш:
     

  • 88 клавиш – полная имитация настоящего фортпиано. Такие модели синтезаторов стоят дорого.
  • 76 клавиш – наиболее оптимальное количество клавиш, и позволяет исполнять большинство произведений от эстрадных до классических. Наиболее оптимальный вариант.
  • 61 клавиша – вполне достаточно для начинающих. Вы сможете играть основную массу произведений, но с некоторыми ограничениями. На начальном этапе достаточно, но через какое-то время захочется большего. Если Вы планируете заниматься аранжировкой, а не игрой на инструменте как таковой, то берите инструмент с этим количеством клавиш.
  • 49, 32 клавишы – пианистам не подходит совсем, а вот клавишникам, играющим «подклады» или мелодии — самое то!
  •  
    Тембры:
     
    Сыграю как на флейте, на скрипке, на трубе, барабане…. Как показывает практика – через неделю-две ученики перестают «страдать ерундой» и занимаются только на тембре фортепиано. Если Вы хотите научиться играть, то огромное количество тембров и прочие «кнопочки-огонёчки» вас будут только отвлекать.
     
    В характеристиках синтезаторов есть ещё понятия «стиль», «эффекты», «секвенсор», «интерфейс»…. На большинстве интернет-форумах про синтезаторы можно найти достаточное количество информации информации по этому вопросу.
     
    Доп.информация: Для большинства синтезаторов необходимо будет еще приобрести и стойку. Выглядит она обычно так:
    стойка под клавиши

     

    Кроме синтезаторов есть ещё вариант — Midi-клавиатура – подсоединяется к компьютеру. Не имеет собственных динамиков. Звуки берутся из компьютера. Вот ее внешний вид:
    MIDI клавиатура
    Плюсы: низкая стоимость.
    Минусы: обязательно подключение к компьютеру, отсутствуют встроенные динамики, клавиатура часто не активная (не динамическая)

     

    О ЦИФРОВЫХ ФОРТЕПИАНО

     

    синтезатор      Цифровое пианино – разновидность синтезатора. Характеризуется минимальным набором звучаний (пианино, рояль, орган) и предназначен для максимальной имитации живых инструментов, пианино в частности. Клавиатура полностью имитирует клавиатуру настоящего пианино (удар, отскок, сила нажатия и т.п.) Отличить такое фортепиано от «живого» на слух под силу только профессиональному музыканту. Замечательно подходит для начинающих пианистов благодаря компактным размерам, возможностью играть в наушниках и хранить там, где вам удобно.

     

     

    ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ЦЕНЫ

     

      ПЛЮСЫ + МИНУСЫ — ЦЕНА*
    (новый инструмент)
    ПИАНИНО Не требуется подключения к электричеству
    Натуральный звук, чувствителен к нажатию клавиш
    Занимает место намного меньше чем рояль
    Можно ставить дома в квартире
    Первый шаг к формированию пианиста-профессионала
    Громкий звук – не возможно играть в ночные и вечерние часы в квартирах
    Занимает место как шкаф
    Требуется уход (настройка, полировка, оптимальные условия эксплуатации)
    Есть опасность рассыхания деки, ухудшения звука при плохих условиях эксплуатации

    от 100 000 до 1 300 000 руб.
    РОЯЛЬ Не требуется подключение к электричеству
    Звук зачаровывающий
    Очень стильно – подходит для хорошего концерта
    Подходит как элемент интерьера к загородным домам, виллам, коттеджам
    Занимвает очень много места
    Требует особого ухода (настройка, полировка и т.п.)
    Очень высокая стоимость
    Восприимчив к внешним условиям
    Требует бережной эксплуатации
    Очень затратная транспортировка
    от 250 000 до 3 500 000 руб.
    СИНТЕЗАТОР Компактный, не тяжелый
    Максимально большой выбор звучаний
    Возможность добавлять новые варианты звучаний
    Можно подключать к компьютеру
    Возможность игры в наушниках
    Звучание натуральных музыкальных инструментов всегда строится по схеме – копия с оригинала
    Существенное отличие в ощущениях при нажатии на клавиши в сравнении с живым фортепиано
    Быстро устаревают в связи с развитием электронных технологий
    Обязательно требуется наличие электричества

    от 2 000 до 200 000 руб.
    Цифровое фортепиано Занимает место меньше чем пианино и рояль
    Полная имитация фортепианного нажатия клавиш
    Возможность менять звучания (от домашнего до концертного звука, а также звучание органа, ксилофона)
    Возможность игры в наушниках
    Можно подключить к компьютеру
    Достаточно тяжелое – требуется «мужская» помощь
    Звук все же не такой натуральный как у «живого» фортепиано
    Звучаний не так много как у синтезатора
    Необходимо подключение к электричеству

    от 9 000 до 350 000 руб.

     
    * Цена – верхнего предела практически не существует, в таблице приведен лишь наиболее типичный разброс цен.
     

    ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

     

    Если Вы хотите научиться играть на клавишах для себя, «для души» и у вас пока нет еще инструмента, то вы можете выбрать один из вариантов:
     
    ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ — если вы ещё не до конца определились — музыка для вас — это хобби или серьезное увлечение, и хотите просто попробовать, не затратив при этом большое количество денег, то рекомендуем следующий синтезатор:

  • с минимальным количеством тембров (наборов музыкальных инструментов)
  • с динамической клавиатурой (активная клавиатура, которая реагирует на силу прикосновения пальца к клавише)
  • с клавиатурой на 5-6 октав (не более)
  •  
    ВТОРОЙ ВАРИАНТ – если вы твёрдо решили стать пианистом и есть в запасе сумма в районе 25 000 руб., то покупайте электронное фортепиано.
     
          Итак, ещё раз подытожим в «вольном стиле»: Цена синтезатора – 12 000 -15 000 руб. (чтобы не получилось как «набор рыбака» — купил дорогущий, а на рыбалку не ходил.) Цена = качество. И любые (даже самые бюджетные) электронные фортепиано вполне достаточны для занятий. Начинающий музыкант не почувствует разницы по звучанию между инструментом за 25 000 руб. и за 80 000 руб., а вот карман ее ощутит. Не «кидайтесь» на всякие «кнопочки-лампочки», берите то, что вам действительно надо!

     

     

    Рояль в кустах

     

          Устойчивое выражение, появившееся во второй половине XX века в Советском Союзе. Применяется когда автор хочет указать на заранее запланированное действие или поворот событий, выдавая его за совершенно случайное.
     
          Например: посреди поля репортер рассказывает: «Для приготовлении яичницы нам понадобятся: электрическая плита» (показывается электрическая плита посреди поля), два яйца, которые снесла курица (показывается пробегающую курицу, которая останавливается и сносит два яйца) и подсолнечное масло из Непала (показывается как приземляется самолет из Непала и из него выносят бутылку подсолнечного масла) и т.п.

     

    Наш телефон

    (499) 390-6660
    c 10:00 до 21:00
    Преподаватель
    mail@muz-prospect.ru